10 лет iPhone: пять маркетинговых секретов успеха легендарного гаджета

Ровно десять лет назад, 29 июня 2007 года, в продажу поступил первый iPhone — и перевернул то, как  люди пользуются гаджетами.

«Хорошая реклама образовывает людей, только и всего. Невозможно одурачить людей в этом бизнесе. Продукты говорят сами за себя», — утверждал легендарный Стив Джобс.

Marketing Challenge проанализировал, какие приемы в маркетинге помогли Apple сделать iPhone самым популярным смартфоном современности.

Искусственный дефицит

Apple никогда не стремился к тому, чтобы его гаджеты были у всех. Они — только для избранных, и iPhone не исключение. И дело не только в высокой стоимости, которая до сих пор не всем по карману. Было время, когда компания ограничивала продажи своих телефонов в странах третьего мира, крайне медленно открывала новые рынки и искусственно создавала дефицит.

Люди спят в очереди за Apple iPhone 6S в Сингапуре в 2015 году. Фото (c) Reuters

Запрос на них был настолько высоким, что люди готовы были доставать телефоны самыми разными путями, включая нелегальные — например, продать почку, чтобы купить гаджет . В 2013 году компания выпустила чуть более дешевую, «пластиковую» версию iPhone 5s — iPhone 5c, но цена все равно была высокой — от 549 долларов.

Маленький и мощный iPhone SE, выпущенный в 2016 году, тоже считался более демократичным предложением и должен был помочь бренду расширить аудиторию благодаря цене в 399 долларов за базовый формат.

За новыми версиями iPhone все еще стоят очереди, открытия магазина

Место в очереди за новым iPhone можно было купить на eBay. Фото — AFP/Getty Images

в день начала продаж ждут тысячи людей. А что поделать, если iPhone — синоним счастья, а кому оно не нужно? И даже можно в две руки.

Кстати, штаб-квартира Apple тоже до сих пор что-то вроде тайного Хогвартса, про который во всех подробностях еще толком не написали.

Выход каждого iPhone — это событие

Из каждой своей новой презентации Apple устраивает шоу — очень лаконичное, без затей, но с мощной энергетикой. Главный спецэффект — это продукт, а больше ничего и не нужно. У первой, исторической презентации iPhone миллионы просмотров — суммарно точно не меньше ста.

Еще со времен Стива Джобса журналисты и пользователи ждут выступлений руководителей компании и подробностей о новом гаджете так, будто мы завтра переселяемся на другую планету, а на этой презентации нам расскажут подробности этой судьбоносной операции. Ведущие СМИ ведут онлайн-трансляции презентаций, а отрывки этих выступлений появляются в новостях еще долго время.

Пользователь уровня «бог»

iPhone — это важный атрибут счастливой жизни, радость и уважение под алюминиевым корпусом.

С первых дней существования iPhone он был гаджетом не для всех — не могут же сразу все быть счастливыми? Apple неофициально закрепил за своим телефоном ярлык «только для лучших, другим руками не трогать».

Это заявление нужно было подкреплять фактами, и Apple это делала, добавляя iPhone новые революционные детали, каждый раз привлекая к ним максимум внимания.

iPhone не просто говорит, что он лучше — он фактически заявляет, что автоматически делает лучшими всех, кто к нему прикасается. Сначала ты над этим смеешься, потом прислушиваешься, покупаешь iPhone, и все — остальные телефоны перестают существовать, потому что они почему-то резко становятся неудобными и второсортными.

Подогревай интерес как только можешь

iPhone выйдет с экраном, который заходит за края телефона — пример одного из слухов о потенциальных инновациях в гаджете. Фото (с) macworld.co.uk

Новый iPhone будет полностью стеклянным. Новый iPhone можно будет сгибать. Появятся или исчезнут разъемы, будут новые мощности, новые цвета корпуса, экран станет больше. iPhone начнет читать ваши мысли. Он отвезет вас на Марс.

Слухи, подтвержденные и не очень, от «источников, близких к компании» — очень мощный маркетинговый инструмент, который помогает удерживать внимание пользователя в период коротких передышек между релизами. Кто именно распускает эти слухи, СМИ или Apple, сказать тяжело, но одно верно на 100% — они помогают.

Тизеры тоже. Свой самый первый рекламный ролик-анонс iPhone «построил» как раз на интриге. Короткий ролик под названием «Hello» с нарезкой кадров из более чем 30 знаменитых американских фильмов, сериалов и мультфильмов Apple показала 25 февраля 2007 года, во время трансляции 79-й церемонии вручения кинопремии «Оскар». Там звучит акцент на преемственность — мол, iPhone продолжает традицию телефонных разговоров.

Каждый — сильное звено

Ощущение единства со всем и важной принадлежности к группе таких же вдохновленных и талантливых, как и ты — мощная энергетическая штука. Есть много объяснений — психологических, исторических, культурных, — почему этот рычаг работает, но главное — эффект.

Кажется, что обладатели iPhone уже на кассе получают возможность на порядок ярче, чем другие, заявить о себе и как-то по-особенному показать, что они — часть этого мира.

Я — это город, город — это я, я — это ты и наоборот. Мир закругляется.

Читайте также о пяти секретах пиара Apple, от пиарщика, проработавшего в компании много лет, и о самой веселой рекламе Pornhub за десять лет.

Редакционная рассылка:

Подпишитесь на редакционную рассылку: