Джинса в украинском Facebook. Зачем блогеры предают читателей за три серебряника?

Известные украинские предприниматели за деньги хвалят бренды на своих личных страницах в Facebook, и выдают эти записи за личное мнение. Главный редактор Marketing Challenge Вера Черныш рассуждает, почему проплаченные публикации без пометки «Реклама» вредят репутации блогеров и брендов.

Помните журнал «Эксперт»? Было такое уважаемое деловое издание, публиковавшее серьезную аналитику. Мои друзья из инвест-банкинга лет восемь назад с удовольствием его читали и обсуждали. Признаюсь, я в тех статьях не могла понять ни слова, но они были и не мне предназначены.

Потом с изданием что-то произошло, главный редактор сменился, и собственники увидели потенциал для большего заработка, чем приносили обычные рекламные размещения.

«Здравствуйте! У нас есть специальное предложение! Публикация портрета вашего директора на обложке журнала «Эксперт» всего за пару тысяч долларов! Без плашки реклама, конечно».

Такое я неоднократно слышала по телефону от менеджеров рекламного отдела журнала, пытавшихся мне вхолодную продать репутацию издания.

Журнала «Эксперт» давно нет, и главным гвоздем в его гробу стали именно эти статьи «без плашки реклама». Читатели, инвестбанкиры и финансисты, быстро поняли, что их держат за лохов и пытаются им впарить джинсу под видом редакционных статей.

Нет читателей – нет издания.

На днях по Facebook прокатилась волна постов на одну и ту же тему. Популярные блогеры писали, какие замечательные скидки предлагает сервис Trip My Dream на авиабилеты. И директор крупнейшего digital-агентства, и бывший владелец уважаемого IT-издания, и многие другие удивительным образом одновременно стали восхищаться новым сервисом.

Такое единодушие было, к сожалению, вызвано не качеством услуги, а деньгами, которые заплатил владелец платформы популярным Facebook-пользователям. Через сервис Publicfast онлайн-платформа запустила кампанию продвижения своего сервиса через лидеров мнений.

В самой рекламе продукта с участием блогеров ничего крамольного нет. И даже в том, что люди, которые и так неплохо зарабатывают, получают дополнительные деньги от постов на своей Facebook-странице – тоже.

Проблема лишь в том, что они не отметили, что пост – проплачен, а мнение куплено. Простой отметки «На правах рекламы» или, хотя бы, «Пост написан при поддержке» не поставил почти никто из авторов.

Я сама приняла участие в этой акции, но, соглашаясь на сотрудничество, сразу же сказала, что укажу коммерческую составляющую поста, что и сделала.

Китайская стена между редакцией и рекламным отделом, все, что было размещено за деньги или их эквивалент в виде бартера, помечается плашкой «Реклама». Это стандарт рынка во всем мире. Всё, что публикуется за деньги под видом редакционных статей, таковыми не являясь, считается «джинсой», заказухой и неэтичным обманом читателей.

Личные блоги в современном мире – это те же СМИ, только мнению их авторов читатели доверяют намного больше, чем мнению изданий и их журналистов, получающих зарплату.

Поэтому мне удивительно, почему уважаемые блогеры, прекрасно знакомые со стандартами размещения рекламы в медиа, так легко идут на обман подписчиков, злоупотребляют их доверием, и продают свое мнение и репутацию за совсем небольшие деньги.

Схема, как лидеру мнений монетизировать аудиторию, не пренебрегая этикой, давно отработана. Ей следует Варламов, продавая елки и электро-грили так, что их тут же хочется купить. Ее еще лет 10 назад внедрил Артемий Лебедев в своем сверх-популярном на тот момент блоге.

Все просто. Берешь деньги за пост – отметь, что он на правах рекламы. И постарайся придумать такую историю, чтобы, несмотря на отметку, читатели вдохновились и захотели воспользоваться описываемым продуктом.

Пользователи Facebook – не идиоты, и проплаченной джинсой блогеры наносят вред не только своей репутации, продаваясь за три серебренника, но и рекламируемому бренду, который продвигают нечестным способом.

В долгосрочной перспективе это нанесет репутационный вред автору, который вряд ли компенсируют $100, полученные за пост без отметки «реклама».

Автор: Вера Черныш, главный редактор сайта Marketing Challenge, основатель медиа-консалтинга Simply Media

Ранее на нашем сайте выходила колонка издателя сайта Marketing Challenge Валерии Жук о том, как вести себя с клиентами, которые хамят команде агентства и колонка Веры Черныш о том, как завалить собеседование на работу.

Редакционная рассылка:

Подпишитесь на редакционную рассылку: